ИНФОРМАЦИЯ
Авторизация
Самодельные мотособаки: что нужно для работы?
 Сегодня все большей популярностью пользуются снегоходы- мотобуксировщики, которые в народе просто называют «мотособаками». Особенно они в чести среди любителей зимней охоты и рыбалки. Почему? Мотособаки довезут вас в любое место по льду и заснеженным дорогам, они отличаются компактными размерами, небольшим весом и, что не маловажно, эти агрегаты «кушают» немного топлива. 

Что немаловажно, мотобусировщик можно не только купить, но и под силу сделать своими силами. Устроен данный агрегат не очень сложно, поэтому изготовить самостоятельно его сможет всякий, кто дружит с инструментом или хотя бы умеет им правильно и с толком пользоваться.  
 
Основным элементом мотособаки является мопедный двигатель В-50. Можно, конечно, использовать и более ранние варианты, например, Ш - 58 или Ш - 52. Мотор Ш-58 рассчитан на использование ручного переключателя коробки передач.  А это значит, что он подходит больше. С другими моделями моторов такой переключатель придется монтировать самостоятельно. 
 
Кроме того, при создании мотособаки можно использовать не только отечественные, но и импортные двигатели (например, Ямаха или Хонда). Сегодня на рынке вы можете встретить лицензионные двигатели, произведенные в КНР. Такие агрегаты можно использовать в самых различных устройствах, мотоблоках, электростанциях и другой технике. В качестве привода для мотособаки они тоже подойдут. Лучше всего выбрать двухтактный двигатель. Конечно, в сравнении с четырехтактным, такой мотор обладает меньшим ресурсом. Однако его преимущества перекрывают этот недостаток. Какие? Размер и масса этих агрегатов (при условии одной и той же мощности) значительно меньше. Также отсутствуют клапана в ГБЦ.
 
Для создания мотобуксировщика вам понадобится руль со всеми необходимыми органами управления (переключатель передач, ручка газа и рукоятка сцепления, тросики управления сцеплением и газом, коробка передач и декомпрессор).
 
На начальном этапе сборки мотособаки следует подобрать подшипники для валов. А уже исходя из их размеров, изготовить втулки. Рама гусеничного блока, которая состоит из верхней и нижней, а так же вертикальной стоек, может быть изготовлена из стальной  водопроводной трубы (толщина стенки равна 2 мм, а диаметр составляет 30 мм). Для того, чтобы при сгибе заготовки не получилось заломов, набейте ее с помощью сухого песка и заткните отверстия деревянными пробками. Дальше действуем так: зажимаете заготовку в тисках, нагреваете место изгиба при помощи паяльной лампы или резака и загибаете. В роли рычага может выступить труба, которая имеет больший диаметр. После этого всю конструкцию необходимо соединить с помощью сварочных прихваток. Еще раз проверьте ее геометрию и точность сборки. Если все нормально, сваривайте конструкцию «намертво».
 
Для того, чтобы закрепить мотор, следует сделать заготовки из стального листа, толщина которого составляет 2-3 мм. Шаблоны лучше вырезать из картона и подогнать к мотору и раме. А уже по ним можно делать и сами заготовки. Готовые элементы следует закрепить на двигателе, затем установить его на раму и закрепить сварочными точками. Теперь мотор следует снять и окончательно проварить все крепежные узлы.
 
Валы гусеничного блока придется собирать из вала, втулок и подходящих подшипников. Внутренний диаметр выточенных втулок и внешний диаметр подшипника должны соответствовать друг другу. Стенки втулок по толщине должны быть 5 мм. 
 
В качестве ведущего следует выбирать именно задний вал, так как нагрузка на него будет больше. Поэтому к заднему валу следует приварить приводную звездочку. На валы закрепляются флянцы,  а на них уже устанавливаются колеса гусеничного блока.
 
Сами колеса тоже являются составными. В каждом из них имеется 2 щеки (толщина их составляет 3 мм) и 12 грунтозацепов, которые изготовлены из отрезков стальной трубы. В трубах вставлены резиновые втулки, сделанные из шланга подходящего диаметра. Между собой части колес необходимо собирать при помощи гаек с резьбой М10 и стальных шпилек.
 
В качестве гусениц на самодельные мотособаки следует использовать две резинотканевые ленты, сечение которых составляет 6 x 220 мм. Лучше всего в данном случае подойдет транспортерная лента нужного размера. Длина траков должна быть 1 260 мм, а сечение реек 35 х 75 мм. Гусеницу мотособаки следует собирать на болты и гайки с резьбой М6. Готовую гусеницу следует натянуть на блок и скрепить при помощи форточных петель и болтов M5.
Самодельные мотособаки управляются так же, как и мопеды. На рулевой части справа находится рукоятка газа, а с левой стороны - ручка привода сцепления и переключатель коробки передач. Сам руль следует закрепить на двух трубах. Трубы приварить к П-образной вилке, которая согнута из такой же стальной трубы (диаметр 20 мм). Вилку закрепляем на задней оси мотособаки при помощи приваренных к ней шайб.  Сами шайбы шарнирно установлены на ведущем валу.
 
За счет того, что мотор расположен внутри гусеницы, запустить его при помощи штатного кикстартера не получится. Придется для этих целей сделать особое приспособление, представляющее собой отрезок трубы с прорезью на конце. Размер отрезка должен быть таким, чтобы труба свободно одевалась на привод рычага кикстартера. К этой трубе следует приварить рычаг.
 
Вот краткая инструкция по созданию мотобусировщика своими  руками.